17 сентября 2019 г.

Мнение коллеги

Один из наших московских товарищей-коллег пишет:

О ПОСТИЖЕНИИ НОВОГО И ДОСТИЖЕНИЯХ В НОВОМ
Часто после двух-трех месяцев занятий, а иногда уже и после нескольких - дети и их родители ждут серьезных результатов и достижений. Столкнувшись же с недостаточными результатами или с их отсутствием, родители и дети спешат записать себя в неспособные, несообразительные и даже в тупые.
Казалось бы, налицо требовательное к себе отношение, здоровые амбиции и честолюбие. Именно так все и преподносится. К этому перечню нередко добавляются скромность и даже самокритичное(!) отношение. Но так ли это и что скрывается за подобным отношением?
У Э.Фромма есть великолепное определение освоения нового. "Процесс овладения искусством можно разделить на две части - постижение теории и закрепление практикой. Овладение искусством происходит лишь тогда, когда в какой-то момент теоретические знания и практические навыки соединятся и породят интуицию, которая и составляет истинную сущность ПОНИМАНИЯ любого искусства. Но кроме изучения теории и практики есть ещё и третий фактор: овладение искусством должно быть делом совершенно исключительной важности, не должно быть на свете ничего важнее этого искусства".
Под интуицией, конечно, имеется ввиду" чувствование", когда владение тем или иным предметом/искусством происходит на уровне "кончиков пальцев".
Каждому человеку требуется "свое" время для овладения тем или иным навыком/искусством на таком уровне. Время это зависит от упорства, периодичности, длительности, эффективности занятий и, конечно, индивидуальных способностей.
Важна также практика - её периодичность, эффективность, насыщенность и последующий грамотный анализ результатов.
Из этого следует, что процесс освоения требует УВАЖЕНИЯ к предмету, высокого уровня ИНТЕРЕСА, максимального старания, терпения, трезвой оценки своих возможностей и, как следствие, скромности.
Поэтому желание быстрых результатов - это не требовательность к себе, а неуважение к предмету, переоценка своих возможностей и нежелание прилагать серьёзные усилия.
А то, что выставляется за здоровые амбиции и честолюбие - на самом деле не что иное, как тщеславие и жажда результата любой ценой. Потому что не может плод созреть раньше положенного ему срока. Поэтому обвинять в этом себя и называть тупым - это наивная убежденность в том, что созревание плода зависит ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ТОЛЬКО от собственных усилий.
Замечательный советский мастер Всеволод Раузер, именем которого названы варианты практически во всех (!) дебютах и которые актуальны до сих пор(более 80 лет!), занимался шахматами... 18 часов в сутки! Он начинал занятия в 6 утра и с короткими перерывами на еду и отдых занимался до 12 часов ночи.
"К сожалению, не могу выдерживать больше, устаю. Мне не хватает работоспособности" - грустно замечал он своим друзьям.
Один из самых талантливейших советских шахматистов - Раузер не жаловался на отсутствие результатов и не испытывал нетерпения, которое описано выше.
Ярчайший пример работоспособности, безграничной любви к шахматам и преклонения им!
В конце хочется привести слова девятого чемпиона мира по шахматам Тиграна Петросяна:
"Основа основ- самостоятельная работа над изучением шахмат. Ни один тренер, даже самый лучший, не сможет научить шахматиста тому, что он сам почерпнёт в книгах".
Это как раз о той самой самостоятельной работе и старании, о которых написано у Э. Фромма.
Парадокс заключается в том, что овладевать новым искусством проще и эффективнее вместе с наставником, учителем, тренером. Но при этом именно самостоятельная работа позволяет расти особенно быстро и именно она позволяет наставнику дать максимум своему подопечному.
Как-то мы беседовали с десятилетним мальчиком, второразрядником, о шахматах.
"Чего ты хочешь добиться в шахматах?" - спросил я у него.
Мальчик посмотрел на меня удивлённым и недоумеваюшим взглядом и ответил:
"Конечно, стать чемпионом мира!"
Теперь удивлённым взглядом посмотрел я на него.
"А что ты делаешь для этого?"
Еще более удивленно и несколько возмущённо мальчик ответил:
" Как что?? Я хожу два раза в неделю на шахматы и решаю дома 20 задач в день!"
Очень многие дети и даже родители убеждены, что "позволять себя учить" - это и есть прикладывать усилия, работать, стараться и заниматься. И этого достаточно, чтобы предъявлять претензии и к себе, и к предмету, и к наставнику.
Подобная убеждённость имеет продолжение. И дети, и родители искренне считают, что отсутствие у обучающегося вопросов - естественно и нормально. Более того, они убеждены в том, что это явный признак, что "ученик все понял, а учитель все хорошо объяснил".
Разумеется, они не понимают, что это свидетельствует, скорее, о низком уровне интереса и желания со стороны ученика. Да и нет никакой связи между хорошим объяснением преподавателя и отсутствием вопросов у обучающегося. Есть только НЕЖЕЛАНИЕ узнать БОЛЬШЕ и дойти до тех или иных знаний САМОСТОЯТЕЛЬНО.
Именно по этой причине и происходит непонимание того, "почему плод не спешит созреть. Ведь мы так много для этого сделали..."

Комментариев нет:

Отправить комментарий