24 декабря 2015 г.

Тренеры

Родители,обычно являются дилетантами в шахматах. Так как же распознать компетентность тренера? Какие здесь могут быть критерии?

В аналогичной ситуации мы оказываемся, приходя в случае болезни, в медицинское учреждение.Возможно это и наивно,но,в первую очередь,выбирая между санитаркой и профессором,я бы скорее поверил последнему.

"Господин поручик,если Вы не уважаете меня как человека, то прошу обратить внимание, хотя бы на мои погоны". ((с) Полковник Хвощинский - Карабанову, х.ф."Баязет")

Зачастую многолетний стаж ассоциируется с высоким качеством работы. Может показаться странным,но не вижу логики.Например как-то наблюдал наставника (кмс, в районе 60 лет), который веско объяснял подопечным,что в данной ситуации важно занять оппозицию.



Между тем,общеизвестно,что король на 6-й горизонтали ПЕРЕД пешкой(не крайней) выигрывает в любом случае.
Из этических соображений,я не стал встревать,дабы не ронять авторитет наставника в глазах детей.Однако,если проведя в шахматах десятки лет педагог не знает элементарного, как он может научить детей?
---- 
Играют блиц тренер-ребёнок.Банальный слоновый (одноцвет) эндшпиль. Ни тот ни другой не соображают ставить пешки на поля противоположные цвету слона.Это печально и для малыша-кмс, а уж наставник со "120-летним стажем" и вовсе выглядит странно.
----
Обычно тренеры - люди искренне любящие шахматы и сие заслуживает уважения.Но этого недостаточно для эффективной работы.Нужна ещё только малость - уметь  играть самому.
Например, много лет почти ежедневно проплываю какие-то километры в бассейне.Люблю воду и имею педагогическое образование.Но разве я могу быть тренером по плаванию?!

----
Некоторые наставники  сами никогда не участвуют в соревнованиях, и это нехорошо. Давеча встретил в круговом турнире старого знакомого гроссмейстера 2500+. На всякий случай интересуюсь: зачем ты играешь? (он востребованный тренер). Ответ был предсказуем: что-то типа - для поддержания тонуса.
Отрываясь от практики, педагог неадекватно критикует маленьких подопечных.В одной из стран СНГ доводилось наблюдать, как  тренер ставил неподъёмную задачу детям. Позже говорю:
- Это  и мне слишком сложно,  даже и компу надо долго думать.
- А они должны - за минуту!!! - яростно молвил "наставник". Ну не бред ли?

Только тот,кто периодически участвует в турнирах знает, как тяжела, порой ноша. Негативов море: В зале душно, соперник ставит проблемы, отвлекают короткие юбки шахматисток, голод, жажда, не выспался, у девчонок бывают специфические проблемы, музыка за окном мешает, тягостные думы о размере приза..........................

В Лихтенштейне мой малыш соглашается на ничью в технически выигранной ситуации. За такое в .... некоторые коллеги образно говоря "подвесили бы его за...". Но я не ругаю, а наоборот - "ты поступил практично!" Ведь вижу, что у крошки выступает пот, Он оч-чень утомлён в борьбе со взрослым дяденькой, поединок был длительным и 9-тилетний ребёнок вот-вот потеряет нить игры. Родители и коллеги, не ругайте понапрасну своих чад, попытайтесь поставить себя на их место хотя бы раз!

---
За убедительностью речей может скрываться некомпетентность. Родителям рекомендую обратить внимание на такой нюанс. Дилетанта может выдать по-о-олная уверенность в своей правоте и непогрешимости. У гроссмейстеров в оценках чаще превалируют полутона и самокритика.
Спрашиваю у гм около 2600(Укр):
- Почему ты вчера пошёл так, а не эдак?
- Потому что - идиот! - следует унылая констатация.

А ведь недавно про него же спрашивал другого гросса.
- Какие слабые места у Б ?
- Никаких.Глыба!
Многие ли из нас смогут так вот критически оценить себя?


От детей и тренеров попроще периодически слышал: "Ну, дебюты-то я хорошо знаю!"
Дорогие родители, в Мире совсем немного шахматистов, к кому эта фраза могла бы быть применена. И уж едва ли к вашим деткам:).

---
Ну, и в завершение - азбучные истины. При прочих равных, конечно, желательно,чтобы наставник был значительно сильнее подопечного. 
Скажем, такой как я едва ли может обучать шахматистку уровня Конеру, Костенюк, Полгар...

Если наставник проводит уроки, не используя ни компьютер ни литературу, а всё берёт "из головы", это должно вас насторожить:).

---
На шахматный вопрос тренер должен пытаться дать шахматный же и ответ, а не орать в стиле: "А ты сам должен уже это знать!!!" Однажды я (уже будучи взрослым) слышал подобное на каком-то сборе в стране СНГ. От страшного крика детям можно было вполне намочить штаны, но знаний не прибавлялось:).
---

И вот ещё что. В одной из советских ДЮСШ наблюдал картину. Самый сильный в шахматном отношении межд.мастер обучает начинающих делать ходы. А с детьми КМС работают люди, едва ли не слабее их. Вряд ли кто-то из директоров и завучей читают эти строки.Но родители- то имеют же голову на плечах. Почему они не спросят директора: "Что ж так-то?!"

Это напоминает стрельбу из пушки по воробьям. Ну или из главного калибра броненосца по шлюпке противника. Когда залп стоит значительно дороже, чем мишень. Обычно для уничтожения такой мелочи резоннее использовать пулемёт...





Комментариев нет:

Отправить комментарий