6 августа 2016 г.

Критика. "Болото Филидора"

А вот критика австралийского гроссмейстера Дэвида Смердона на книгу "Филидорское Болото".



Опять же, привожу грубый перевод с английского (некоторые фото добавляю сейчас), а ниже желающие могут ознакомиться с оригиналом.


  Отзыв на книгу  ""Хитрый Дебют за Черных" - Сергей Каспаров, издательство New in Chess

"Заманите противника в Филидорское болото!" - обещает подзаголовок на обложке книги, в сопровождении жуткой зелено-коричневого фото - буквально - болота. Нешахматная тематика обложки - уже неортодоксальный старт для шахматной книги, но Сергей только "разогревается". Это, безусловно, не обычная дебютная книга.
Что я имею в виду? Ну, это первая дебютная книга из рассматриваемых мною, которая может легко заработать любой рейтинг от одной до пяти звезд (из пяти). Это все вопрос перспективы, и, возможно, более важно, что Вы хотите от вашей покупки. Например, я начал читать книгу с реальным интересом к обучению защиты Филидора - дебют, который все чаще стал включаться в репертуар ведущих гроссмейстеров, как правило, в качестве неожиданного оружия.
Можно подумать, что эта цель достаточно ожидаема для дебютной книги. Тем не менее, я должен признать, что с точки зрения преподавания защиты Филидор к новой адаптации, книга не делает очень хорошую работу.
Структура вариантов немного сбивает с толку, конкретные линии отодвинуты в пользу бесконечных иллюстративных игр и, после моего первого полного чтения, я честно понятия не имел, какой именно репертуар Сергей предлагал для черных. Странно.
Однако, кое-что еще произошло к тому времени, когда я достиг последней страницы. Я убедительно, ошеломляюще пристрастился к письму Сергея. Книга привлекательная, с чувством юмора,  живая и захватывающая так, что невозможно оторваться - последнее описание  я оставляю только для тех книг, которые заставлчют меня читать залпом на одном дыхании.
Первый намек приходит в начале введения.
"Здравствуйте, уважаемый читатель!" взывает Сергей, с отсылкой (скорее всего, непреднамеренно)  к великому бродвейскому мюзиклу «Как преуспеть в бизнесе, ничего не делая" (Кстати, дорогой читатель, ваш настоящий автор произнес эти слова на стадии производства этого мюзикла в университете Мельбурна 2004 года.)
Но я отвлекся. Сергей продолжает введение в увлекательной, разговорной материи, тон, который он поддерживает по всему тексту. На данный момент, он сообщает, что книга является "семейной работой", с супругой Татьяной на техническом фронте и дочерью Евой, отвечающий за перевод с русского на английский. Вклад последней не может быть занижена, потому что качество английского отлично, и с точки зрения отсутсивя ошибок и  подогревающей интерес прозы.
Но самое главное - это стиль письма Сергея. Честно говоря, провести день в его мыслях ... Введение Сергея включает определения различных типов болот (опять же: буквально болот!), описания древней и современной стратегии ведения войны, ссылки на новостным репортерам, страшном повествовании о людях, втянутых в болото, дополненный картинкой странного людоеда без ссылки или контекста.

Развлекательное и непредсказуемое введение, несмотря на удивительно свет на шахматы! Лучший способ дать представление о неортодоксальном  стиле описания - несколько примеров:

"Вода в болотах имеет характерный коричневый цвет, который приходит от растворенных торфа дубильных веществ."

"Ноги тяжелеют под весом прилипшей тины, каждый шаг даётся с трудом,   учащается дыхание. В какой-то момент зелёная плотная масса смыкается над головой… "

"Убедил ли я читателя изучить сию книгу? Если – да, идите скорее покупайте, кто знает, вдруг это последний экземляр на полке!"


Последняя цитата хороший плавный перехох в зону "разрушения четвертой стены", необычную технику для шахматной  (да и любой вобще) книги, в котором Сергей часто входит в контакт с читателем, как если бы в режиме реального времени. Это часто наблюдается и в комментариях к рассматриваемым партяим. Например, при введении в игру, в которой он потерпел болезненное поражение:
"[Далее] партия комментируется в деталях, так что позвольте мне оставить вас на некоторое время - я не хочу чувствовать печаль снова ".
И в примечаниях к другим играм, которые вы найдете другие примеры разрушения «стены» автора-читателя, таких как:
"Пожалуйста, посмотрите сами концовку. Мне тоже нужен перерыв иногда ... "
... И моя любимая:
"Пока я на минутку отойду (я должен ответить на телефонный звонок), пожалуйста, подумайте: как бы вы сыграли здесь?"
Действительно создается впечатление, что Сергей садится напротив доски, выступая непосредственно к читателю. И в самом деле, это обучение один на один, пожалуй, главное преимущество книги. То, что в книге не хватает в качестве четкого руководства открытия более чем восполнено в качестве общей работы обучения шахматам.
Сергей - шахматный тренер, и его навыки обучения действительно показывают себя, когда вы читаете его аннотации. Заметки об общих принципах, советы по практическим шахматам и интересным позиционного и эндшпиле анализа имеются в большом количестве.


В книге 156 (!) иллюстрированные партии, и мне кажется, не было ни одной, в которой я не нашел по крайней мере один комментарий полезным и обучающим. И это от парня с рейтингом чуть ниже, чем мой собственный! Впечатляет.
Существует и обратная сторона большого количества иллюстрированных игр, конечно, и это соответствует тому, что я сказал в самом начале: книга могла бы сделать с большим упором на объяснении дебютных линий и идей за пределами прокомментируемых партий.
Но в целом, развлекательный стиль и инструктивные комментарии были достаточно, чтобы соблазнить меня на второе, а затем и третье, полное прочтение книги. И удивительно (учитывая, что я читал книгу с целью написания обзора, а не обучения), после того, как я прочитал ее трижды, я стал замечать, что мое понимание дебюта (непреднамеренно?) также возросло. Я начал чувствовать позиции Филидора.
 Я до сих пор немного теряюсь, когда речь идет о теории - например, нет никакого упоминания о том, как иметь дело с какой-либо из с Анти-филидорными рекомендациями Неги. Но, так же, как и в "Улице Сезам" у детей, развлечение приходит с хорошим "побочным" обучающим эффектом.
За то удовольствие, которое я получил, читая  такую книгу в развлекательном стиле, я от всей души рекомендую ее. Кроме того, поскольку существует очень мало хороших современных текстов на Филидор, работа Сергея, вероятно, также пробирается к вершине  в этой категории, а также, несмотря на мой цинизм.
 Учитывая все это, а также тот факт, что я ношу книгу  с собой в кафе, я чувствую, у меня нет выбора, кроме как рекомендовать "Филидорское болото" Сергея для всех. Я предсказываю, что вы будете затянуты в это болото, но в хорошем смысле.

Комментариев нет:

Отправить комментарий